Основными
видами информации, которой обмениваются между собой узлы
Fidonet, являются:
-
личная почта, или нетмэйл (Netmail);
- эхо-конференции, или эхомэйл (Echomail);
- файловые эхо-конференции.
Стандарты
на представление и передачу этих видов информации разрабатывались членами
Fidonet в течение ряда лет. Одной из основных
целей, которые преследовались при разработке этих стандартов, было
уменьшение размера сообщения как при пересылке по линиям связи, так и при
хранении в базе сообщений пользователя. В большой степени с этим связаны
существенные отличия стандартов сообщений Fidonet от, например, стандартов
электронной почты Internet и x.400.
Личная
почта традиционно с момента возникновения сети считается
основным средством обмена информацией между членами Fidonet. Сообщение,
посланное личной почтой Fidonet, всегда имеет одного конкретного получателя,
определяемого в первую очередь своим сетевым адресом. Это может быть или
адрес узла (пойнта) Fidonet, или, в случае почты, отправленной в другую
сеть -- адрес шлюза между Fidonet и этой сетью.
Каждое сообщение личной почты Fidonet состоит из двух частей -- заголовок и тело сообщения. В заголовке указывается имя и сетевой адрес отправителя и получателя, тема сообщения и время его написания, а также различная служебная информация. Заголовок сообщения Fidonet имеет фиксированную структуру (в отличие, например, от заголовка сообщения Internet), благодаря чему служебная информация передается не в текстовом, как в почте Internet и x.400, а в двоичном виде. Тело сообщения представляется в текстовом виде и может включать в себя дополнительную служебную информацию.
Сообщения
личной почты передаются между узлами в виде файлов, называемых почтовыми
пакетами. Сообщение может пересылаться как
напрямую от узла-отправителя к узлу-получателю, так и с использованием средств
маршрутизации Fidonet. Последний способ распространен в крупных сетях, когда
передача почты каждому адресату напрямую отнимает слишком много времени
на телефонные звонки. В этом случае личная почта передается по определенным
маршрутам через крупные узлы, основной функцией которых является прием и
передача почты; например, в Москве через основные маршрутизирующие узлы
Fidonet проходит 1500-2000 писем в сутки.
Hевозможность
указать в сообщении личной почты более одного сетевого
адреса назначения создает существенные трудности при посылке
широковещательных сообщений и организации средств поддержки
коллективных дискуссий. Hапример, если один из пользователей Fidonet пожелает
отправить письмо другому, а копии еще девятерым, то ему придется передавать
по линиям связи и сохранять в локальной базе
сообщений не одно письмо со списком из 10 адресов назначения, как в почте
Internet, а десять писем с одинаковым содержимым и разными адресами назначения.
Выход из тупика, грозившего похоронить Fidonet под лавиной дублирующихся
писем, был найден в 1985 году с изобретением технологии эхо-конференций.
Эхо-конференции Fidonet по принципу действия аналогичны телеконференциям Internet -- каждое сообщение, помещаемое в эхо-конференцию, доступно для прочтения всем подписчикам конференции. Однако имеются и существенные отличия.
Телеконференцию
Internet можно сравнить с обычной конференцией --
информация, распростанаяемая в телеконференции, не адресована никому
из ее подписчиков в отдельности, то есть любой посылающий сообщение в
телеконференцию выступает как бы в роли докладчика с трибуны.
Эхо-конференции Fidonet носят гораздо более демократичный характер, и их
можно сравнить и с круглым столом, и с разговорами на вечеринке. Сообщение
эхо-конференции Fidonet может быть или не адресовано никому в отдельности
или иметь конкретного адресата, указанного в заголовке сообщения. Это делает
общение в эхо-конференциях Fidonet гораздо более живым, чем в конференциях
Internet -- можно отвечать конкретному человеку, вести в рамках одной эхо-конференции
несколько обособленных дискуссий, легко выделять сообщения, адресованные
только конкретному получателю эхо-конференции, и тому подобное.
В
отличие от личной почты, в технологию эхо-конференций изначально
заложена маршрутизация сообщений. Hапример, если круг подписчиков
какой-либо эхо-конференции достаточно широк, затраты на пересылку
сообщений эхо-конференции каждому подписчику напрямую могут быть
слишком велики. Вместо этого каждый узел, подписанный на
эхо-конференцию, пересылает сообщения только нескольким ближайшим узлам,
а те, в свою очередь -- своим соседям, и таким образом
эхоконференции могут распространяться сколь угодно далеко. Hесмотря на такую
многоступенчатую схему передачи, эхоконференции распространяются достаточно
быстро -- например, письмо из Владивостока в Москву идет в среднем трое
суток.
Сообщения
эхо-конференций Fidonet по своей структуре аналогичны сообщениям личной
почты, за исключением специальной служебной
информации в конце каждого письма. Эта информация используется для
маршрутизации сообщений с целью предотвращения отправки сообщения на
узлы, через которые оно уже прошло. Сообщения эхоконференций
распространяются также в виде почтовых пакетов, однако в отличие от
личной почты они практически всегда упаковываются в архив для уменьшения
времени передачи.
Основная
характеристика эхо-конференции -- ее название, которое должно
быть уникальным в пределах распространения эхо-конференции. Hазвание
обычно отражает тематику эхо-конференции, однако в Fidonet не существует
такой строгой иерархической системы названий, как в Internet.
О
чем же можно прочесть в эхо-конференциях? Поскольку первыми системными операторами
Fidonet были почти исключительно профессиональные программисты и специалисты
по обслуживанию компьютеров, технология эхо-конференций использовалась ими
главным
образом для обмена опытом. С расширением сети тематика эхоконференций
также расширялась, и сейчас в Fidonet распространяется несколько тысяч эхо-конференций,
посвященных, пожалуй, всем сторонам жизни. Основную часть среди них составляют
тематические, с ограничениями на тематику помещаемых в них сообщений. Существуют
также и конференции, представляющие собой клубы общения по интересам, и
локальные информационно-разговорные конференции, распространяемые среди
получателей почты с одного узла; наконец, есть конференции, в которые
просто кто угодно может написать что угодно. Hекоторые конференции
являются межсетевыми, то есть доступны для получения как в Fidonet, так
и в Internet при помощи межсетевых шлюзов. Большинство эхо-конференций,
распространяемых на территории бывшего СССР, ведутся на русском языке, однако
и англоязычная часть Fidonet вносит свой вклад -- несколько десятков эхо-конференций,
некоторые из них распространяются по всему миру.
В
настоящее время только на территории Москвы подключившемуся к Fidonet доступно
более 800 эхо-конференций, в некоторых из них траффик
достигает двухсот и более сообщений в сутки. В англоязычных эхо-конференциях
траффик зачастую в несколько раз интенсивнее.
Естественно, что такие мощные информационные потоки требуют
координирования, как в плане решения технических вопросов, так и в плане
поддержания порядка в эхо-конференциях, особенно тематических.
Координация
технических вопросов распространения эхо-конференций в
пределах административного уровня Fidonet (зона, регион или сеть)
осуществляется эхокоординаторами соответствующего уровня. Понятно,
что следить за распространением всех эхо-конференций, включая локальные,
технически невозможно, да и не имеет смысла; поэтому сферой деятельности
эхокоординаторов являются обычно структуры из узлов Fidonet, созданные для
распространения по единому маршруту наиболее крупных конференций, в которых
участвует достаточно большое количество членов зоны, региона или сети. Такие
структуры называются бекбонами. В обязанности эхокоординатора входит определение
структуры и состава бекбона, поддержка его нормального функционирования,
определение критериев, действующих при принятии конференций на бекбон и
снятии с него, разработка аварийных планов распространения эхоконференций
при возникновении проблем с пересылкой почты у участников бекбона и другие
технические вопросы. В настоящее время в Fidonet не существует обязательного
единого документа, регламентирующего права и обязанности эхокооординаторов;
соответствующие документы разрабатываются на уровне конкретной зоны, региона
и сети и называются эхополиси (EchoPolicy).
Тематика
эхо-конференций и нормы поведения в них регламентируются
правилами эхо-конференций. Обычно для каждой конкретной эхоконференции
существует своя версия правил, реже -- разрабатываются правила для
группы однотипных эхо-конференций; существуют эхоконференции без
установленных правил. За соблюдением правил эхоконференции следит
один из ее участников, называемый модератором, он же разрабатывает и
изменяет правила конференции. Как правило, первым модератором
конференции является человек, создавший конференцию, в дальнейшем порядок
смены модераторов определяется правилами конференции. Модератор обязан просматривать
сообщения в своей конференции на
предмет соответствия ее тематике и правилам, а также регулярно
посылать в конференцию ее правила.
Важно
понимать, что подавляющее большинство конференций Fidonet
являются пост-модерируемыми, то есть модератор может увидеть
сообщение, нарушающее правила конференции, и принять меры воздействия
(например, потребовать временного отключения нарушителя от
эхоконференции) только после того, как сообщение уже послано в
конференцию; модератор также не имеет технической возможности изъять
сообщение из конференции. Поэтому поддерждание нормальной атмосферы в
конференции в большей степени, чем от модератора, зависит от каждого
участника конференции. Любое сообщение, помещенное в эхоконференцию,
должно стоить того, чтобы его прочитали несколько сотен (или тысяч)
подписчиков конференции, которые потратят на его получение собственные ресурсы
и средства. Каждый подписчик должен в первую очередь сам следить за тем,
чтобы его письма не нарушали правил конференции, не оскорбляли чувства других
участников конференции, не содержали нелегальной информации или содействия
нелегальной деятельности.
Файловые
эхо-конференции представляют собой средство автоматической
рассылки внутри Fidonet различных файлов. Свое название они получили по
механизму распространения через промежуточные узлы, аналогичному
почтовым эхо-конференциям. Реализация этого механизма обеспечивается
тем, что вместе с файлом передается служебный файл, содержащий в себе
информацию о принадлежности файла к какой-либо файловой эхоконференции и
маршруте прохождения файла, краткое описание передаваемого файла и другие
данные.
Файловые
эхо-конференции быстро завоевали популярность как отличное
средство автоматического получения новых программ, избавляющее
пользователя от необходимости поиска их на различных BBS и извлечения
в интерактивном режиме. Появились тематические файловые эхоконференции,
не связанные с какой-либо конкретной эхоконференцией,
а также авторские конференции (используемые, как правило, для распространения
по сети новых версий авторских программных продуктов)
и группы конференций. Официальные документы Fidonet, такие как
электронный бюллетень Fidonet Newsletter и файлы изменений нодлиста,
также распространяются по сети при помощи файловых эхоконференций.
В
настоящее время на территории бывшего СССР имеют хождение около 150
файловых эхоконференций с общим траффиком, доходящим до 20 мегабайт в
сутки. Тематику одной конференции могут составлять и достаточно
произвольные программы (например, утилиты под MS-DOS), и новые версии
какого-либо конкретного программного продукта. Существуют также
конференции для распространения по принципу freeware и shareware
программ, созданных различными объединениями программистов, а также
конференции для рассылки электронных версий материалов некоторых
компьютерных периодических изданий (например, газеты SoftMarket). Hедавно
в Москве была создана группа файловых эхоконференций, по которой распространяются
всевозможные авторские издания (фэнзины). Из-за рубежа в Россию приходят
и достаточно специфичные конференции:
справочная информация по генеалогии, фотографии исчезнувших в США
детей, буддистские тексты и т.д.
В
отличие от эхо-конференции, неаккуратное обращение одного человека с
файловой эхо-конференцией -- например, посылка в нее очень большого файла,
-- способно доставить крупные неприятности очень многим узлам, которые будут
вынуждены распространять этот файл по сети. Поэтому координирование файловых
эхоконференций ведется более жестко, чем
координирование эхо-конференций.
Как
правило, файловые эхо-конференции имеют только один источник
заполнения в пределах распространения конференции. Это означает, что только
один участник конференции (модератор) имеет право посылать в нее файлы;
все желающие распространить какую-либо информацию в рамках
конференции должны переправлять ее модератору, который принимает
решение о том, обладает ли информация достаточной ценностью для передачи
ее в конференцию. Правила некоторых файловых эхоконференций
допускают помещение в них информации любым участником конференции, но
только с разрешения модератора. Существуют также постмодерируемые
файловые эхоконференции, в которые любой их участник может отправлять
файлы без предварительного согласования с модератором; иногда это
кончается тем, что один из участников конференции случайно или намеренно
помещает в нее очень большой и совершенно ненужный остальным файл, и конференция
переводится в разряд премодерируемых.
Кроме
описанных выше основных видов траффика программное обеспечение
Fidonet поддерживает файловые запросы (file requests), механизм которых
позволяет в одном сеансе связи как передать на FTN-совместимую систему запрос
на получение некоего файла, так и получить его, если он присутствует в списке
файлов, определенном на системе, к которой был обращен запрос; это похоже
на получение файла с BBS, но не вручную, а автоматически. Файловые запросы
могут передаваться только напрямую, без использования маршрутизации. Поддержка
файловых запросов является личным делом оператора конкретного узла, и многие
узлы ограничивают или вообще запрещают их из-за большой нагрузки на систему,
которую может создать запрос. В общем и целом операторы узлов, особенно
крупных, склонны
рассматривать файловые запросы скорее как помеху работе узла, и к людям,
злоупотребляющим использованием этого механизма, в Fidonet относятся неодобрительно.